Собор Парижской Богоматери
(Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Ежегодно посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает около 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.

В четвертом веке нашей эры на месте, где сейчас стоит собор, была церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом была построена церковь, посвященная Божьей Матери.

К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.

Почти два века длилось строительство храма: с 1163 года, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.

Помещение храма должно было быть таких размеров, чтобы вместить всех жителей Парижа, которых в то время было около десяти тысяч.на данный момент население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.

Собор Парижской Богоматери расположен на острове Сите посреди Сены. В нем смешаны романский и готический стили. Смешение стилей произошло из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих.

Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок – витражи.

В самый большой из пяти, средний, неф собора с легкостью можно поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.

Входами служат три остроконечных арки, около которых стоят статуи святых, ангелов и пророков. Также статуи библейских царей стоят в нишах карниза.

Колокольня собора, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести наблюдение за подступами к городу и вовремя оповестить жителей об опасности.

В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что правительству пришлось принимать решение о проведении реставрационных работ.

Сегодня Нотр-Дам де Пари – главный памятник Парижа. Он находится в центре города и представляет большую историческую ценность, которую обязательно стоит посетить.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа. До 1063сгода венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его привезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король снес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для тех, кто не умеет читать. Вся история христианства – от грехопадения до Страшного суда – наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики счтают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма». В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора поручили кузнецу Бискорне. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота были установлены, врезаны замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть. Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам де Пари».

Собор Парижской Богоматери построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).

Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты – первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности – после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

В середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.

К юбилею в честь 850-летия собора были отлиты девять новых колоколов и реконструирован орган. Общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро.

К сожалению, вечером 15.04.2019 года произошла трагедия. Миллионы людей по всему миру и тысячи парижан на улицах наблюдали, как горит древний собор Парижской Богоматери. Загорелся готический шпиль собора, а затем рухнул вместе с частью крыши.

Более восьмиста лет Нотр-Дам де Пари наблюдал за Парижем, а его колокола звонили в годы как счастливых, так и горестных событий, например, во время ужасных терактов в Париже в ноябре 2015 года.

Пожар в Соборе начался около 20:00 по московскому времени. Во время реставрационных работ на крыше вспыхнули строительные леса. Пламя пылало 12 часов. Но стены собора и даже часть внутреннего деревянного убранства удалось сохранить – а это значит, что он подлежит реконструкции, и самые мрачные прогнозы о том, что великий символ старой Европы утерян навсегда, не оправдались.

Дата публикации: 17 апреля 2019 года

Закрыть меню