Секреты Исаакиевского собора

Одним из символов Санкт-Петербурга является Исаакиевский собор. Он- один из множества загадок этого города полного тайн. Этот собор вызывает много вопросов, на которые пока не нашли точного ответа не только историки, но и туристы и местные жители. Хотя известна приблизительная дата постройки собора- в середине XIX века, не известно точное имя архитектора. Существует масса различных версий, но какая же из них достоверная?

Собор, который мы можем наблюдать сейчас, был освящен в 1858 году во имя святого Исаакия Долматского, византийского монаха, жившего в IV веке до нашей эры и обладавшего даром пророчества, хотя упоминаний в церковной литературе о нем практически нет. Но у кого же тогда появилась идея назвать собор в честь малоизвестного монаха?

Это объясняется тем, что первая, деревянная церковь, построенная по приказу Петра I, была названа в честь его святого покровителя. Все дело в том, что первый император государства Российского был рожден 30 мая, как раз в день Исаакия Долматского. Однако из-за того, что имя «Петр» было более популярным при дворе, он не получил имя в честь своего святого «наставника».

По официальной версии, на площади, которая позднее получит название Исаакиевская, существовало 4 собора, хотя точно неизвестно разные ли это были соборы или лишь неудачные результаты реставрации первого.

Первый собор, в честь Исаакия Долматского был возведен в 1707 году по личному приказу императора, для тех, кто работал на верфях Адмиралтейства. Однако неизвестно, почему именно этот собор был главным и почему император выбрал именно его для венчания с Екатериной. Удивительно, но кропотливо построенный по примеру кораблей собор, уже в 1717 году был признан обветшалым и началась постройка нового, каменного.

За время возведения собора умерли два архитектора и только третьему- Якову Неупокоеву удалось его достроить. Исходя из исторических справок, можно сделать вывод, что тогда собор находился на месте «Медного всадника». Но церковь быстро пришла в негодность, из-за близости береговой линии, т.к. вода постоянно размывала фундамент.

В 1762 году, когда Екатерина II вступила на престол, был издан указ о восстановлении храма. Но работы затянулись, постоянно сменялись архитекторы и новый собор увидел свет только при Павле I. Тогда учитывая то, что памятник Петру уже существовал, тот ли собор они восстанавливали?

Однако уже в 1818 году был утвержден новый проект собора, архитектором которого стал Огюст Монферран. Однако исторические документы свидетельствуют не о строительстве собора, а о его реставрации. Это также подтверждают рисунки и записи архитектора.

Что же за храм стоял на месте современного Исаакиевского собора? Есть интересная, но не бесспорная точка зрения, что это была очень древняя постройка, сохранившаяся со времен существования совсем иной цивилизации.

Не меньше вопросов вызывают и технологии, использовавшиеся при строительстве собора.  Колоссальное здание высотой более 100 метров покоится на мощном фундаменте, под который было забито почти 11 тысяч свай и сам храм окружают 48 колонн, выточенных из цельных гранитных монолитов, по 114 тонн каждая. На верхнем ярусе еще 24 колоны весом поменьше — 64 тонны.

Процесс подъема и установки таких колонн вызывает множество вопросов, однако идеальное качество отделки и полировки поражает. Как в отсутствие станков они это делали? Ни в документах, ни в записках современников, в том числе самого архитектора, ничего не говорится об изготовлении внешних колонн. В отличие, например, от малахитовых колонн внутреннего убранства.

 Кстати, интересно, что Монферран почему-то устанавливал колонны раньше, чем приступил к работе над основным зданием. Это подтверждает предположение, что собор не строился, а реставрировался, а колонны привезли из другого места.

Внешний вид и внутренняя отделка главного собора Санкт-Петербурга совсем не соответствует традициям православных храмов. Во внешнем убранстве все напоминает об архитектуре и скульптуре античности, причем сходство с античными храмами настолько велико, что многие считают это подтверждением теории о тысячелетней истории собора и его принадлежности к древней гиперборейской цивилизации.

Если говорить о внутреннем убранстве, то собор удивительно красив и уникален, он напоминает одновременно малахитовую шкатулку и позолоченный дворец.

Версия о древней цивилизации, следы которой сохранились в великолепных сооружениях Санкт-Петербурга, несомненно, привлекает своей необычностью. Но, может быть, разгадка тайн строительства Исаакиевского собора кроется не в забытых технологиях, а в труде и таланте тысяч простых людей, имена которых не сохранились в истории.

Дата публикации: 21 июня 2019 года

Закрыть меню