Саграда Фамилия. Барселона. Испания.

Саграда Фамилия или Искупительный храм Святого Семейства – великолепный по красоте храм Барселоны, являющийся главным творением одного из величайших архитекторов ХХ века Антонио Гауди.

Саграда Фамилия – один из самых известных долгостроев в мире. Знаменитый архитектор посвятил созданию интерьеров и фасадов храма не одно десятилетие, однако его строительство до сих пор не закончено. С незначительными перерывами храм возводят уже более 100 лет. Заложенный в 1882 году Искупительный храм Святого Семейства постепенно приобретает вид завершенного творения. В настоящее время окончание работ планируется к 2026 году. Но испанцы не очень торопятся, так как существует легенда, что когда окончится строительство храма, наступит конец Света.

Возведение здания началось в 1882 году. Участок под застройку церковь приобрела на благотворительные пожертвования горожан за чертой города.

Первоначально проект разрабатывал архитектор Франсиско де Вильяр, который собирался построить храм в неоготическом стиле. Но вскоре он отказался от этой работы из-за разногласий с церковными властями, которые выступали заказчиками. Для дальнейшей работы над храмом был приглашен архитектор Антонио Гауди, которому на тот момент едва исполнился 31 год. Существует легенда, что сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. По понятным причинам, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек. Так это или нет, но Гауди приступил к работе. Он работал, не имея готового проекта, да и вообще предпочитал импровизацию на строительной площадке. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы и даже разбирать или переделывать отдельные части здания по требованию архитектора. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет.

Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано, что инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он воссоздал целый лес колонн с переплетающимися ветвями, которые перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

Архитектор был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить и контролировать работы. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но, по замыслу художника, именно таким он и должен был быть.

Когда Гауди задумывал грандиозный архитектурный проект, то прекрасно понимал, что не успеет его закончить при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Лишь первый из них был построен под непосредственным руководством архитектора. В 1892 году была начата работа над фасадом Рождества, а подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 году.

В 1926 году Гауди трагически погиб под колесами трамвая, не оставив после себя никаких конкретных указаний и чертежей. Сохранились лишь наброски, черновики и несколько макетов.

После смерти Гауди многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. Даже Сальвадор Дали говорил, что было бы предательством по отношению к Гауди достраивать собор. Лучше было бы оставить его посреди Барселоны огромным гниющим зубом.  Так или иначе, но строительство продолжалось.

Руководство проектом перешло к ученику и соратнику Гауди – Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В ХХ  и ХХI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих – Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно с собственными представлениями о соборе.

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. В тот период власть принадлежала анархистам, которые уничтожили почти все чертежи и макеты Гауди. И даже знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл, находившийся тогда в Барселоне, отнесся к акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать. Но, к счастью, это не было сделано, и храм сохранился до наших дней.

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня. Несмотря на это церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений. 7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.

По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов. Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая символизировала бы Христа и евангелистов, а все ныне существующие внешние детали являются подробным изложением Нового Завета.

Интересно, что высота собора составляет 170 метров, что на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. И это вовсе не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. Каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. Для посещения туристов открыт не весь храм, поскольку он все еще является строительной площадкой. Купить билет можно в одну из башен фасада Рождества, а также в музей. Наверх башен можно подняться на лифте или по длинным винтовым лестницам. В музее выставлены сохранившиеся наброски и макеты Гауди, подробно представлена история возведения собора. На данный момент строительство завершено на 70%.

Дата публикации: 25 апреля 2019 года

Закрыть меню