Египет. Абу-Симбел

Одним из самых узнаваемых во всем мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Сфинксом, являются гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Абу-Симбел – это храмовый комплекс. Расположенный в верхнем Египте в 285 км к югу от Асуана, у границ с Суданом,  в древней Нубии. Первоначально так называлась скала с барельефным изображением египтянина в фартуке, напоминающем совок для измерения объемов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем так стали называть всю группу скал с вырубленными в них храмами.

В комплекс Абу-Симбела входит Большой и Малый храмы, возведенные по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н.э. Эту битву фараон считал главной в своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.

Большой храм на входе, который выполнен в форме классического пилона, украшают вырубленные четыре статуи ростом 20 метров: боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше. Высота фасада храма превышает 30 метров.

Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлен четырехгранными колоннами, в нем находятся изваяния Рамзеса II с атрибутами Осириса. В этот зал мог входить каждый египтянин. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвертый был открыт лишь для самого фараона, его семьи и приближенных.

Стены залов украшают фрески и рельефы, изображающие деяния фараона, а также священные тексты. На потолке – изображение солнца, олицетворявшего царскую власть, а также кобры – символ справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела построен в 100 метрах от Большого храма. Он предназначался для любви и красоты Хатор (Хатхор). Существует версия, что Рамзес II возвел храм в честь старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, а также сохранившиеся статуи и изображения царицы.

Малый храм намного скромнее Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить свое изображение, подчеркивая связь с богиней.

Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса II находится скульптура Нефертари. За всю историю Египта ни одна из жен фараонов, кроме нее не удостаивалась чести быть изображенной на фасаде храма.

Благодаря удивительным по точности расчетам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, посмотреть на которое съезжаются тысячи туристов.

В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые соответственно пришлись день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.

Есть и другая тайна храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шепот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

В 60-е годы ХХ века из-за строительства Асуанской ГЭС в русле Нила, храмы оказались под угрозой разрушения. Им грозило затопление. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.

Из множества предложенных проектов был выбран самый невероятный, но, как оказалось, самый верный. Было принято решение разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. В реализации проекта принимали участие специалисты из 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозили к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега.

После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. И даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создается впечатление, что храмы стояли здесь всегда.

В процессе переноса храмов на новое место, появилась возможность изучить строительные технологии египтян. Выяснилось, что фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древних египтян.

Перенос храмов Абу-Симбела был завершен в 1968 году и стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это около 1,5 млрд. долларов США).

Однако, глядя на восседающих у входа в храм колоссов, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Дата публикации: 21 апреля 2019 года

Закрыть меню